Мастерская саморазвития.
Ребенок учится и развивается. Взрослый развивается и учится. Взрослый помогает ребенку учиться. Ребенок, в свою очередь, помогает взрослому развиваться. Взрослые часто рассуждают о развитии и обучении детей. Но если взрослый перестает уделять внимание своему собственному развитию и обучению – он становится подобным «омертвевшей ветке» на живом дереве информационного обмена, роста и развития.
Если использовать метафору плодоносящего дерева в качестве образа современной школы — важно, чтобы все части этого «дерева» были в состоянии принять и переработать «живительные соки» информационного потока. Другими словами, все участники учебного процесса – учащиеся, учителя, административные работники, родители учеников – являются партнерами, равноправными частями образовательной системы. Чтобы такая система была самоорганизованной и саморазвивающейся, необходимыми являются самоорганизация и саморазвитие всех ее составляющих.
Идея создания работающей модели такой самоорганизованной и саморазвивающейся образовательной системы и лежит в основе проекта «Мастерская саморазвития». Нами партнерами в этом проекте стали отдел профориентации и психологии профессионального развития Института педагогического образования НАПН Украины и психодиагностическая лаборатория Международного Института социального и психологического здоровья. Основная идея проекта – создать в стенах конкретного учебного заведения реальные условия для обучения, развития и саморазвития всех участников. Начиная от директора учебного центра и заканчивая мамами и папами его учеников.
Почему важно развитие административных работников? Ни для кого не секрет, что отечественная «образовательная машина» страдает чрезмерными авторитаризмом и бюрократизмом. Это все еще тяжелое наследие тоталитарного и посттоталитарного режимов в нашем государстве. Даже если молодые, активные, не испорченные «страхом давления» и «соблазнами коррупции» специалисты возьмутся за реализацию идеи создания «Свободной Школы Будущего» для лучшего будущего наших детей – они столкнутся с необходимостью взаимодействовать все с той же постсоветской образовательной системой в масштабах района, города, страны. Каким образом преодолеть это давление системы, как отстоять в условиях жесткого навязывания извне право на реализацию концепции синергии, идеи информационного и психологического развития как ключевых векторов педагогического процесса – это один из «уроков для администрации» в нашей «Мастерской саморазвития». Есть там и другие «административные уроки»: умение целенаправленно формировать культуру, направленную на взаимоподдержку и саморазвитие; умение мотивировать сотрудников к деятельности не столько методом «кнута и пряника», сколько благодаря командному взаимодействию специалистов-единомышленников; возможности создавать финансовые потоки для поддержки работы такой команды; навыки создания поля внешних контактов, в том числе в международном пространстве.
Материал любого такого «урока» открывает горизонты для новых вопросов, новых задач, новых направлений развития. Поэтому администрация может действовать только в слаженной связке со своими сотрудниками. Значит, «Мастерская саморазвития» имеет «расписание уроков» для учителей. Темы этих «учительских уроков» также продиктованы требованиями времени. Умение работать с информацией, в том числе с информацией медиапространства; навыки гибкой перестройки информационных массивов знаний, вносимых в поле взаимодействия с учениками, в зависимости от актуальности и целесообразности той или иной информации. Чтобы найти критерии актуальности и целесообразности используемой информации – учителям необходимо понимать, к чему они в итоге готовят своих учеников, то есть владеть основами профориентации; знать возможности своих подопечных, а это уже психология возраста….А еще есть психология коммуникации, психология личности, психология развития и саморазвития…. Сама жизнь подсказывает дальнейшие направления для «учительских уроков» в рамках проекта.
Конечно, уроки для учеников – обычное дело. А если это НЕ обычные уроки? Уроки, которые проводит преподаватель с противоположного конца земного шара – современные технологии интернет-коммуникации сделали такие уроки возможными. Если это уроки больше похожи на увлекательную игру, чем утомительное и столь ненавистное всем зазубривание скучной информации? Современные методы организации урока и технические средства по его геймификации позволяют сделать «из сказки быль». Уроки, которые помогают юному человеку понять себя, почувствовать свою неповторимость, поверить в свои возможности, и, самое главное, получить первые навыки реализации собственных способностей. Наверное, каждый человек имел встречу хоть с одним Учителем, который дал ему подобный опыт. Мы стараемся, чтобы наша «Мастерская саморазвития» сделала подобный опыт не уникальным явлением, а каждодневной школьной практикой.
При этом очень важно, чтобы родители тоже понимали и поддерживали формируемое в центре пространство саморазвития. Конечно, это совместные поездки и праздники. Конечно, это живой диалог и с администрацией, и с учителями, и с собственными детьми. А еще – специальное обучение той же возрастной психологии для лучшего понимания происходящего с ребенком. Обучение навыкам конструктивной коммуникации для умения слушать и слышать. А если необходимо – то и «родительская мастерская самопознания» — «Эффективный родитель». Если такой важный момент был пропущен в той далекой школе, где учились родители – они имеют возможность начать понимать самих себя благодаря собственным детям.
Мы начали с того, что дети помогают взрослым развиваться. Мы очень надеемся, что наши дети помогут развиться и окрепнуть всему нашему проекту. В конце концов, именно дети, ученики учебно-воспитательного центра «МИР» являются испытателями и экспертами эффективности деятельности нашей «Мастерской саморазвития».
Мы – открыты для всех! Приглашаем к участию и взаимодействию!

Мы это читаем и обсуждаем (интересные ссылки):
- Новое в американском образовании http://rusplt.ru/world/pedagfogika-11337.html
- Понимаем хоумскулеров http://www.snob.ru/profile/28109/blog/72918